Русский национальный костюм - живая сила красоты
Все наряды в этой публикации
- из коллекции Натальи Леонидовны Шабельской, урожденной Кронеберг
(1841-1904), харьковской дворянки, которой удалось сохранить большое
количество национальных русских костюмов.
Она много путешествовала по России и
собирала традиционные платья зажиточных крестьян, купцов, горожан и
старообрядцев, кружево, предметы обихода, ткани. Ее дом в Москве на углу
Садовой и Бронной улиц стал похож на музей - в нем хранилось более 4
000 собранных предметов. Она сама увлекалась вышивкой и держала
вышивальную мастерскую.
Наталья Леонидовна вывозила свою коллекцию на международные выставки в Чикаго, Брюссель и Париж.
В 1902 году она уехала во Францию и
забрала часть коллекции с собой. В 1904 году Наталья Леонидовна
скончалась и была похоронена в Ницце.
После ее смерти часть предметов из ее
коллекции были подарены ее дочерьми, часть выкуплена императором
Николаем II и передана в Музей Этнографии в Петербурге, что-то попало в
частные коллекции и музеи за пределами России. Со временем некоторые
предметы все же вернулись в Россию и хранятся в Государственном
Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном Историческом
музее в Москве, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и
народного искусства в Москве, Ярославском историко-художественном
музее-заповеднике.
Конец XVII века.
Начало XVIII века.
Первая четверть XVIII века.
1830 г.
Конец XVIII века.
Редкая кукла в костюме Владимирской губернии.
Конец XVIII века.
1830 г. Воротник.
1830 г. Фартуки с традиционными узорами, пришедшими из языческих времен.
1840 г.
1840-1880 г.
XIX век.
1890-е годы. Льняной фартук с вышивкой.
Конец XIX века.
Конец XIX-начало ХХ века.
XVII-XVIII век.
Набойка (набойка -
текстильное украшение для одежды или интерьера, названное так по способу
нанесения рисунка. Доску с рисунком, покрытым красистелем, клали на
ткань и сверху били молотком).
Вышивка.
Конец XVIII века.
Вышивка хлопком по льну.
Древо жизни - самый распростренный мотив русской вышивки.
Вышивка шелком и золотой нитью.
XIX век.
Вышивка шелком и золотой нитью по льну.
Древо жизни (между птицами) так же можно интерпретировать как богиню
жизни в родовой позе, дающей жизнь этому миру.
Вышивка шелком по льну.
Край полога над кроватью.
Рушник подарочный.
Судя по двусторонней
вышивке, на которой невозможно разглядеть узелки, рушник был
предназначен для украшения интерьера. Скорее всего, его вешали.
Петух - символ перерождения, кроме того, считалось, что он отгоняет темных духов ночи.
С середины 1890-х гг. Шабельская начала
работу по фотофиксации коллекций: в одном из своих писем известному
археологу и историку И.Е. Забелину в 1895 году Шабельская сообщала, что
«снято по сей день 175 фотографий одежды и по совету Вашему каждая будет
с выкройками изображаемой одежды». Моделями выступали дочери Натальи
Леонидовны и вышивальщицы из ее мастерской.
Северная Россия, Псковская губерния
Северная Россия, Архангельская губерния
Северная Россия, Архангельская губерния
Северная Россия, Архангельская губерния
Северная Россия, Новгородская губерния
Северная Россия, Архангельская губерния
Южная Россия, Тульская губерния
Дочери Натальи Леонидовны мечтали о
возрождении уникальной коллекции. Как сказала одна из них, Наталья
Петровна, в 1920 году: "Во всех сохранившихся до наших дней памятниках
шитья, древних, обветшалых и казалось бы отживших, есть живая сила, сила
красоты и индивидуального творчества".
ИСТОЧНИК:
Комментариев нет:
Отправить комментарий