Что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси?
Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого
безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К
десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже
становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много
обязанностей.
Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем
мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по
дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней
птицей и скотиной.
К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в
семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя
дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда
требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку
уничижительное определение «непряха», это было очень плохой
характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не
рассчитывать.
Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)
Как строился процесс обучения?
Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо
полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает,
затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения
нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6
лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в
10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность
и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.
Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С
одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства,
позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в
народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не
пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была
христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается
сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери
уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание
приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали
такие понятия как сыновий/дочерний долг, уважение к старости, и
осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на
ее благо был уважаем.
«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»
Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему
десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся
простоту крестьянского быта.
«Бабий кут». Это
«женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы
занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не
заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу»
приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть
своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу,
где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки
для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных
поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие
продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих
хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но
здоровую крестьянскую пищу.
Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)
Уборка в доме. В обязанности девочки-подростка
вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать
пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи;
вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять
лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки
сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье
на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время
года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой
превращалась в довольно суровое испытание.
Пестунство. В многодетных семьях «догляд» старших
детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и
тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было
увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке
потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в
петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.
Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама
перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из
рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями,
«пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12
лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она
зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка.
Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались
«натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и
фруктами, отрезами ткани.
Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)
Ткачество. Очень важный элемент крестьянской
культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других
предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли
домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные
трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки).
В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались
долгой зимой в большой «бабьей» компании.
Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей
личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати,
считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку
нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться
тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим
инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10
годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд»
обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она
начинала готовить свое приданое.
Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле:
вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась
огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила
скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у
взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая
помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили
по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна,
что на всякой работе видна».
Алексей Венецианов «Крестьянские дети в поле» (1810-е)
Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью
лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери»
тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали
украшения. Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то
она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на
посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от
мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы,
хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым
приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым
обязанностям.
Светлана Голицына
Комментариев нет:
Отправить комментарий