12 черт русского менталитета, в которых вы узнаете себя
Фактрум предлагает вниманию читателя очень интересную
статью. В ней Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук,
называет черты менталитета россиян, которые невозможно не узнать как
в себе, так и в соотечественниках.
Вообще, менталитет — это преобладающие
схемы, стереотипы и шаблоны мышления. Россияне — не обязательно русские.
Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или
«еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших
и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения)
русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения.
Россиянам есть чем гордиться, у нас огромная и сильная страна, у нас
талантливые люди и глубокая литература, при этом мы сами знаем и свои
слабые стороны. Если мы хотим становиться лучше — мы обязаны их знать.
Итак, давайте посмотрим на себя со стороны, а именно со стороны
строго научных исследований. Что отмечают исследователи культуры как
специфические черты российского менталитета?
1. Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут».
Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности и возможностью
любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает
по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей.
Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие
на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что
люди скажут?» — соборность в чистом виде. С другой стороны, вам скажут,
если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или
порван пакет с продуктами. А также — помигают фарами на дороге, чтобы
предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа.
2. Стремление жить по правде. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы,
на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или
«судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники
кодификации — нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также
заимствованные нормы из авторитетных источников — прежде всего
Священного Писания.
За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности,
правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном
менталитете о Правде не говорится, в Китае важно жить по заветам,
оставленным Конфуцием.
3. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность.
В российском менталитете «целесообразность» практически синоним
корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то
«американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что
можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради
кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями
«от сердца», на основе чувств, без головы.
Российское — нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе
и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения
к беспощадному бунту на полное уничтожение — и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.
4. Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства.
За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека,
шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они
так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные,
тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска,
при том что это слово непереводимо на другие европейские языки.
На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим,
неприлично знакомиться и просто заговаривать.
5. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости.
На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет
вежливости. В традиционно русском общении приоритет — требованию
искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение
к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех.
Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие.
Можно обратиться за помощью — скорее всего помогут. Нормально попрошайничать — и сигаретку, и деньги. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение — то ли больной, то ли неискренний.
Тот, кто обычно приветливо улыбается другим — если не иностранец, то,
конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается —
лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно
не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность — это
когда матом! Вот тогда — человеку веришь!
6. Любовь к спорам. В русском общении традиционно
большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым
различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам — яркая черта русского коммуникативного поведения.
Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения
истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального,
искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской
коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко
отходят от первоначальной темы.
При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому,
чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность,
конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если
он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это
качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».
7. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес
(или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро
обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь». При этом его личная
позиция — безответственная: «Нам принесет правду кто-то, но не я лично.
Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского
человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство
в образе служило-карательного сословия.
8. Принцип «не высовывайся». В русском менталитете
пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме
политического устройства, при котором источником и контролером
деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что
реально люди нигде ничего не решают и демократия — это ложь и лицемерие.
В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти
по причине убежденности, что иначе нельзя.
9. Привычка к воровству, мздоимству и обману.
Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать
большие деньги невозможно. Принцип — «не украдешь — не проживешь».
Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту —
сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится
креста, а боится песта».
При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям:
наказывать за мелкие нарушения — нехорошо, как-то мелочно, нужно —
«прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать
и от мелких нарушений переходят к крупным — тут российский человек будет
долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.
10. Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета — любовь к халяве.
Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные
программы — западло, мечтою является радость Лени Голубкова
в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи
и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен
не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки,
Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.
11. Забота о здоровье ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально,
но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается
нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем
здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины
ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без
меня?» — отсюда созависимость как норма жизни.
12. Место гуманизма у нас занимает жалость. Если
гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного,
развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных
и больных. По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым
по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам,
животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем
людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных
детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать.
В комментариях к статье кто-то соглашается с подобным портретом,
кто-то обвиняет автора в русофобии. Нет, автор любит Россию и верит
в нее, уже которое десятилетие занимаясь просветительской
и образовательной деятельностью для своей страны. Здесь врагов нет
и не нужно здесь их искать, наша задача в другом: а именно, думать, как
нам поднимать нашу страну и воспитывать детей — наших новых граждан.
Об авторе: Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук, профессор, ректор Университета практической психологии, основатель сайта «Психологос».
ИСТОЧНИК:
http://www.factroom.ru/life/12-traits-of-the-russian-mentality
Комментариев нет:
Отправить комментарий