Как праздновали Рождество в СССР
Казалось бы, уже заголовок этой статьи должен вызывать
недоумение: в представлении многих наших современников великий
христианский праздник Рождества Христова и страна СССР, на протяжении
всей своей истории пропагандировавшая атеизм, – вещи несовместимые. Но
так ли все однозначно?
Во-первых, после революции Рождество еще 12 лет
официально считалось выходным днем и отмечалось в календарях красным
цветом. Во-вторых, на законодательном уровне отменили его отнюдь не по
причине религиозности праздника, а вместе с решением отменить выходной в
воскресенье: 24 сентября 1929 г. вышло постановление Совнаркома о
переходе на непрерывную рабочую неделю.
Понимая,
что резкая отмена столь любимого народом церковного праздника может
быть встречена негативно, Совнарком начал с того, что отменил юлианский
календарь. При этом праздник плавно сместился с 25 декабря на 7 января.
Затем в продолжение атеистической идеологии Рождество в СССР было мягко
трансформировано в детский праздник. К этому приложили руку не только
советские идеологи, но и популярные писатели, поэты художники. Так, по
инициативе Максима Горького в 1918 году была издана красочная книга
«Елка» с детскими произведениями Алексея Толстого, Корнея Чуковского,
Саши Черного и самого Горького. Книга была иллюстрирована рисунками
лучших художников того времени, а обложку украшала яркая картинка, где
Святой Николай водит хоровод с лесными зверями вокруг елки, на макушке
которой сияет шестиконечная Вифлеемская звезда.
Постепенно трансформировалась и рождественская елка,
которая потихоньку превращалась в «комсомольскую». Примечательно, что
два года, с 1922 по 1924 г.г., в СССР отмечали так называемые
«комсомольские святки», в которых причудливо переплетались
рождественские традиции с пропагандистскими речами и политическими
докладами.
Однако очень скоро работники идеологического фронта
убедились в недостаточности существующих мер: народ решительно не хотел
расставаться с любимым праздником и бережно хранил рождественские
традиции. Люди по-прежнему отмечали Рождество Христово, пусть и не столь
масштабно, как до революции. И с 1929 года началась агрессивная
антирождественская кампания. Елка как религиозный символ вместе с
остальными обычаями и атрибутами рождественского праздника – Вифлеемской
звездой и игрушечными ангелочками – была официально запрещена.
Одновременно с запретом и активной атеистической пропагандой по
Советскому Союзу прокатилась волна репрессий священников. Христианские
храмы были разграблены, осквернены, а многие и вовсе разрушены.
С
этого времени Рождество в СССР… нет, не исчезло – «ушло в подполье».
Жестокие меры, разумеется, напугали советских граждан, но даже под
страхом ареста не смогли заставить отказаться от любимого светлого
праздника, как, впрочем, от Пасхи, Троицы и традиции крестить младенцев.
Просто праздник из пышного всенародного превратился в скромный
семейный. Не смогли забыть и бесхитростную рождественскую песенку,
которую, спустя десятилетия, снова запели и малыши в детских садах, и
взрослые:
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
И пусть Рождество в последние десятилетия существования
СССР отмечалось не так масштабно, как раньше, и не было отмечено на
советских календарях красным цветом, – ожидание рождественского чуда,
которое вот-вот случится, все же оказалось сильнее идеологической
пропаганды и политических репрессий.
*****
Пусть обозначен этот праздник
в календарях лишь цветом черным –
влекут рождественские ясли
простолюдинов и ученых.
Александр Азовский, 1980 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий