Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.
С XVI века Тула была одним из центров железоделательного
производства. К концу XVII столетия окончательно определился характер
организации производства ремесленной корпорации тульских оружейников,
объединявшей крупные и мелкие оружейные мастерские. Несмотря на
многократные попытки централизации тульского производства,
предпринимаемые с конца XVII века, а также основание в 1712 году по
указу Петра I Императорского Оружейного завода, характер организации
ремесла сохранялся без изменений до середины XIX века.
Тульская корпорация городских оружейников обязана была выполнять государственные заказы на оружие, одновременно она располагала рядом значительных льгот, среди которых – беспошлинная торговля любыми изделиями, в том числе и оружием. Это стимулировало развитие и совершенствование побочных промыслов оружейников. В свободное время на «вольную продажу» тульские мастера изготовляли разнообразные изделия из стали, представлявшие собой синтез высокого технического мастерства и изысканного художественного творчества. И в настоящее время эти, так называемые, «партикулярные» изделия тульских оружейников составляют гордость национальной русской культуры.
Тульская корпорация городских оружейников обязана была выполнять государственные заказы на оружие, одновременно она располагала рядом значительных льгот, среди которых – беспошлинная торговля любыми изделиями, в том числе и оружием. Это стимулировало развитие и совершенствование побочных промыслов оружейников. В свободное время на «вольную продажу» тульские мастера изготовляли разнообразные изделия из стали, представлявшие собой синтез высокого технического мастерства и изысканного художественного творчества. И в настоящее время эти, так называемые, «партикулярные» изделия тульских оружейников составляют гордость национальной русской культуры.
Во второй половине XVIII века сложился оригинальный стиль тульских
стальных изделий, основанный на виртуозном использовании разнообразных
свойств стали. Именно в этот период художественное мастерство тульских
оружейников достигло наивысшего расцвета. Свободное владение трудоемкими
приемами отделки стальных изделий давало мастерам дополнительные
возможности для создания подлинных шедевров.
Многие технологические приемы, которыми пользовались тульские мастера, были характерны и для известных крупных европейских металлообрабатывающих центров. Сравнительный анализ работ английских и тульских мастеров позволяет сделать вывод о конвергенции, т.е. возникновении сходных явлений в разных местах в одно и то же время при наличии необходимых сходных условий. Творческие поиски мастеров крупных металлообрабатывающих центров Англии и России, развиваясь в похожем направлении, были устремлены к выявлению многообразных декоративных свойств стали. Именно поэтому, художественное мастерство тульских оружейников, имевшее характерное национальное своеобразие, развивалось в общем русле европейского историко-культурного и художественного процессов.
Высокий уровень мастерства тульских оружейников способствовал
формированию устойчивого отношения к их изделиям как к предметам
национального престижа. С середины 1750-х гг. изделия тульской
художественной стали нередко входили в число посольских даров.
Не будет большим преувеличением считать, что искусство тульской художественной стали этого времени развивалось во многом благодаря государственной, императорской поддержке. Востребованность художественных изделий - парадного и охотничьего оружия и партикулярных работ - как императорским двором, так и состоятельной российской аристократией, являлась весомым стимулом создания подлинных художественных шедевров.
Уже в последней четверти XVIII века изделия тульских оружейников стали предметом коллекционирования – их охотно приобретала Екатерина II. Хорошо известно увлечение российского императорского двора тульскими изделиями. Блестящая коллекция таких предметов находилась не только в Кабинете редких вещей, но и в коллекциях крупных вельмож екатерининского времени, в частности, у светлейшего князя Г.А. Потемкина, который не раз демонстрировал ее своим гостям. Лучшие образцы этой продукции регулярно экспонировались на российских и международных промышленных и мануфактурных выставках.
Краткий период существования искусства художественной стали и эксклюзивный характер мастерства предопределили то, что наследие художественного творчества тульских оружейников составляет не более 1 500 предметов.
Кресло курульное. 1744 г. Завод Мосоловых Сталь, латунь, кожа,
бархат; ковка, полировка, наводка (амальгирование), золочение Из
института сельскохозяйственной экологии в 1928.
Печатка Конец XVIII века Сталь, медь; полировка, воронение,
золочение, резьба 7,5 х 5,5х Поступление: в 1928 году из центрального
хранилища Государственного Музейного фонда
Шкатулка с выдвижным ящичком Около 1801 года Сталь, бронза, бархат;
полировка, огранка, литье, золочение 16,5 х 29,0 х 17,0 Поступление: в
1905 году из собрания П.И. Щукина
Табакерка настольная 1760-е гг. Сталь; ковка, оброн, резьба, чеканка, полировка, канфарение, золочение.
Подсвечник 1790-е гг. Сталь, бронза, серебро, медь; полировка,
огранка, инкрустация, литье, золочение 31,0 х 12,0 х 12,0 Поступление: в
1959 году из Череповецкого краеведческого музея
Револьвер офицерский капсюльный системы Адамса. Россия. Тула. Мастер
И.В. Фомин. 1864-1865 гг. Сталь, дерево, бархат; воронение, литье,
штамповка, токарно-фрезеровочные работы Длина общая – 242 /313, длина
стволов – 113 /149 калибр 7,5 / 9 Поступлени
Шпага придворная Последняя четверть XVIII века Сталь; ковка, литье,
гравировка, позолота, воронение, огранка Поступление: в 1933 г. из
Академии военной моторизации и механизации Размеры: длина общая клинка с
рукоятью – 106,5 см., длина клинка – 87,2 см.,
Комментариев нет:
Отправить комментарий