Что значит образ Бабы-яги?
По мнению ученых, образ Бабы-яги прочно сидит в нашей памяти не
случайно, отражая глубинные страхи, которые берут начало в
представлениях наших предков о пугающем устройстве мироздания.
Неосознанные страхи
Психологические тесты, проведенные в Институте психического здоровья
РАМН осенью прошлого года, выявили, что эмоции, связанные со страхом,
испугом и т. п., часто визуализируются у опрашиваемых именно в образе
Бабы-яги. Ее облик настолько прочно засел в глубинах мозга с ранних лет,
что дает о себе знать даже тогда, когда мы давно перестали читать
сказки.
Так кто же она, Баба-яга?
Уже в детстве ее образ вызывал массу вопросов, ответов на которые не находилось даже у взрослых.
Почему у Яги избушка на курьих ножках?
Почему у нее нос в потолок врос?
Почему нога костяная?
И почему именно гуси-лебеди служат ей?
«Баба-яга, — пишет историк Иван Забылин, — является
в двух мотивах: доброй старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу
дорогу и отсылающей его к своим братьям ветру, месяцу и солнцу.
В других сказках Баба-яга, костяная нога, злая старуха, живет в
дремучем лесу в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе,
погоняя пестом и заметая след метлой. Она ворует детей, жарит и ест их,
сторожит источники живой воды и прячет у себя медь, серебро и золото; у
нее прут, которым можно все живое превратить в камень; она владеет
небесными конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом и
гуслями-самогудами».
Как совместить эти два образа?
Сказка — зашифрованный обряд.
Ответ на эти вопросы надо искать в том, что такое сказка, ведь это не простая страшилка или байка о волшебных персонажах.
«Сказка, — пишет известный фольклорист Владимир Пропп, — это
иносказательное описание обряда инициации. Обряда, характерного для
первобытных обществ всех народов, отсюда схожесть сказочных сюжетов по
всему миру».
Инициация — это посвящение мальчиков во взрослые члены племени,
процедура, во время которой они должны были символически умирать, чтобы
вновь возродиться мужчинами, имеющими право вступить в брак. Такой
ритуал и описывают сказки о Бабе-яге.
Сказка начинается с того, что герой, в реальности инициируемый,
отправляется в темный лес, царство мертвых (в более поздних вариантах
Баба-яга сама его похищает). На краю леса стоит избушка на курьих
ножках. Обойти ее нельзя, можно только войти в нее, сказав заветные
слова, чтобы она повернулась к пришедшему передом, а к лесу задом.
О том, что на самом деле представляет собой эта избушка, говорят ее
курьи ножки, название которых происходит не от слова «курица», а от слов «курить», «окурять».
«Древние славяне, — пишет этнограф Дмитрий Зеленин, — погребальные сооружения ставили на столбах, которые окуряли дымом можжевеловых веток, отсюда и «курьи».
Таким образом, избушка на курьих ножках — это дом мертвых, который
стоит на границе царства смерти, в котором инициируемый должен ритуально
умереть. Часто дом окружен частоколом из костей, запорами ворот служат
руки и ноги, а замком открытый рот с зубами. По мнению Проппа, всё это
пережитки древних культов, до сих пор еще встречающиеся у американских
индейцев или австралийских аборигенов, когда дома мертвых строились в
виде людей или животных, которые проглатывали посвящаемых.
Войдя в дом, герой видит Ягу, которая лежит на печи, — нос в потолок
врос, одна нога в окне, другая в углу. Это не Яга такая большая, а дом
маленький. Это гроб. «Фу, фу, фу, русским духом запахло», — говорит Яга.
На самом деле она не видит героя, так как принадлежит царству смерти, а
мертвые не могут видеть живых. Яга — живой мертвец (об этом говорит и
ее костяная нога — нога скелета), хозяйка и проводник в мир умерших, и
именно она должна убить гостя.
Сказки описывают это по-разному: Яга может посадить гостя в печь
(как правило, неудачно, но это уже позднейшая интерпретация), может
превратить его в камень, но чаще всего она предлагает ему ритуальную
пищу мертвых — «напоила-накормила». Так герой ритуально отправляется на
тот свет (в реальности роль Яги выполняли шаманы или шаманки). И только
после этого начинаются расспросы, зачем гость пожаловал. Обычно после
них или после нескольких загадок Яга дарит пришельцу волшебный клубок,
гребень, гусли, коня или еще какой-нибудь предмет, с которым тот может
уже идти в дремучий лес, где обретает волшебное знание (изучает язык
птиц), находит невесту, сокровища, а потом возвращается к живым, но уже
обновленным, инициированным.
Древняя богиня плодородия
Но как Баба-яга превратилась в хозяйку мира смерти? Это произошло не
сразу. Некоторые сказки рисуют ее с гипертрофированными женскими
органами — свидетельство о том, что она имела отношение к плодородию. «Об этом же, — рассказывает сотрудник Института этнографии Павел Куприянов, — говорят
средства ее передвижения — ступа и пест, предметы домашней женской
утвари. Кроме того, она может обращаться в тучу (ступа также является
символом тучи, а пест — грома, когда ударяет по ступе) и распоряжаться
небесной (живой) водой — черта, тоже свойственная для божеств, связанных
с плодородием». Яга пасет небесных кобылиц, и когда она их доит,
идет дождь. Это очень распространенный мотив в индоевропейской
мифологии: Индра и Тор тоже доят небесных кобылиц.
Таким образом, есть все основания полагать, что в эпоху матриархата
(у Яги нет мужа, тогда рождение мыслилось без участия мужчин) Яга была
богиней плодородия (и земных недр, именно поэтому она хранит медь,
золото и серебро).
Но не только плодородия. По древним поверьям, за тучами скрывались
души как еще не рожденных, так и уже умерших, которых туда приносили
гуси как существа, связанные со смертью (тоже универсальный
индоевропейский мотив, в немецких сказках до сих пор встречаются черти с
гусиными лапами). Так что царство смерти было тоже в ее распоряжении.
Кроме того, Яга была матерью всех зверей, а позже считалось, что в
зверей (тотемов) превращаются души умерших. Отсюда связь Яги с лесом и
царством мертвых. Так из богини плодородия Баба-яга стала хозяйкой и
хранительницей входа в мир смерти.
Бояться не надо
Тяга к смерти была названа доктором Зигмундом Фрейдом одним из
основных человеческих инстинктов. Поэтому образ Бабы-яги никогда не
уйдет из нашего подсознания и будет являться нам иногда в страшных снах.
Это нормально. Надо ли бояться Ягу? Психологи говорят, что не стоит:
надо просто осознать, что это часть нашего я, от которого никуда не
денешься и которое лучше всего воспринимать отстраненно.
автор Павел Котов
ИСТОЧНИК:
Комментариев нет:
Отправить комментарий