7 великих русских иконописцев
Считается, что рукой иконописца движет Бог. Мы расскажем вам о
семи мастерах, творчество которых перевело русское иконописание в разряд
величайших достижений как национальной, так и мировой культуры.
1 Феофан Грек (около 1340 - около 1410)
На
миниатюре: Донская икона Божией Матери кисти Феофана Грека. Один из
величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в
1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный
стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и
Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших
дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.
Приехал в Новгород (в 1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой
работой Феофана в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения на
Ильине улице - единственный сохранившийся монументальный труд Феофана
Грека. Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса
Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и
Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна. Спустя двенадцать
лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по
росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески
Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их
композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов.
Особого упоминания заслуживает тот факт, что Благовещенский собор
Московского Кремля вместе с Феофаном Греком расписывали также старец
Прохор с Городца и Андрей Рублев. Помимо иконописания Феофан Грек
создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия - к примеру, перу
великого византийского мастера принадлежат орнаментальные украшения
знаменитого Евангелия московского боярина Федора Кошки. Интересный факт:
Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас
с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти
Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона
Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на горе Фавор.
2 Андрей Рублев (около 1360 - 1428)
На
миниатюре: Икона «Троица» кисти Андрея Рублева. Андрея Рублева можно
назвать самым знаменитым и - в случае, если такое определение возможно в
разговоре о причисленном к лику святых монахе-художнике - популярным
русским иконописцем, творчество которого на протяжении сотен лет
является символом подлинного величия русского искусства и абсолютной
преданности выбранному жизненному пути. До сих пор неизвестно ни место
рождения Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении - Андреем он был
наречен уже при постриге в монашество - однако, скудность фактических
сведений о мастере в определенном смысле даже добавляет его образу
выразительности и яркости. Самой ранней из известных работ Рублева
считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись
Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания
этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже,
совместно с Даниилом Черным, - Успенский собор во Владимире.
Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой
Троицы, написанная в первой четверти XV века - одна из самых
многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе
которой лежит сюжет о явленнии праведнику Аврааму Бога в виде трех
юношей-ангелов. Интересный факт: повествуя о росписи Благовещенского
собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя «чернеца
Рублева» последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что,
согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в
артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает
понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.
3 Даниил Черный (около 1350 - 1428)
На
миниатюре: Фреска «Лоно Авраамово» кисти Даниила Черного. Множество
книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе
Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой
«Троицы», однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим
отнюдь не исчерпываются. Даниил Черный был не только старшим товарищем и
наставником Рублева (cогласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа
Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником,
отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным
даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и
характером рисунка. Среди авторских работ Даниила Черного встречаются
как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно
Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также
«Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра) Интересный факт:
совместные работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед
историками непростую проблему разделения их произведений, интересное
решение которой предложил художник-искусствовед Игорь Грабарь. Иконами и
фресками авторства Даниила Черного нужно признать те, в чертах которых
просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века.
Безукоризненная логика такого решения такова: в сравнении с Рублевым
Даниила Черного можно считать художником старшего поколения,
следовательно и все приметы «старого» иконописания - дело его рук.
4 Дионисий (около 1440 - 1502)
На
миниатюре: Икона «Сошествие во ад» кисти Дионисия. Имя Дионисия
олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской
иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода
продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в
ряду величайших русских иконописцев. Самой ранней из известных работ
Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви
Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от
Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был
разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и
Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно
обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском
музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского
краеведческого музея. В 1479 году Дионисий написал иконостас для
деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3
года - образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из
разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле.
Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России:
около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и
Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году - совместно с
сыновьями Владимиром и Феодосием - фрески для Ферапонтова монастыря на
Белоозере. Интересный факт: о манере письма Дионисия можно судить по
великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на
Белоозере. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались
серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к
своему оригинальному виду и цветовой гамме.
5 Гурий Никитин (1620 - 1691)
На миниатюре: Икона «Мученики Кирик и Иулитта» кисти Гурия Никитина)
Фрески костромского художника-иконописца Гурия Никитина - не только
пример великолепия и символичности русской иконописи, но по-настоящему
уникальное для его времени сочетание декоративизма и монументальности в
рамках одного произведения. Дело в том, что именно на период творческой
зрелости Никитина - а это приблизительно 60-е годы XVII столетия -
приходится подъем русского монументально-декоративного искусства - и эти
тенденции не обходят стороной молодого мастера. В непростом для русской
церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных
работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля - кисти
Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также
отдельные части монументальной композиции «Страшный суд». Спустя 2 года
Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.
Однако, пожалуй, главным «профессиональным достижением» Гурия Никитина
стала стенопись в ярославской церкви Ильи Пророка и костромском
Ипатьевском монастыре. В эти годы он уже руководил группой иконописцев,
выполняя при этом самую сложную часть работы - он в одиночку вычерчивал
контуры всех фресок, которые потом дорисовывали ученики. Интересный
факт: если верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин - не
фамилия, а отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера - Гурий
Никитин (Никитович) Кинешемцев.
6 Симон Ушаков (1626 - 1686)
На
миниатюре: Икона Богородицы «Умиление» кисти Симона Ушакова. Фаворит
царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц
государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в
определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса
“обмирщения” церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха,
царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50
икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской
иконописи. Многие исследователи сходятся на том, что Ушакову не было
равных в писании ликов - и именно по тому, как он писал их проще всего
отследить, какие изменения - логичным образом совпавшие с церковной
реформой патриарха Никона - произошли с русской иконописью. У Ушакова
традиционный для русской иконописи лик Спасителя приобрел «новые,
неведомые ему дотоле черты. Новгородский Спас был грозным Богом, новый
Спас бесконечно ласковее: он Богочеловек. Это очеловеченье Божества,
приближение его к нам внесло теплоту в суровый облик древнего Христа, но
в то же время лишило его монументальности». Еще одной важнейшей
исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в
отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. На
первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший
перелом в общественном сознании того времени - если раньше считалось,
что рукой иконописца водит сам Господь - и хотя бы поэтому мастер не
имеет морального права подписывать свою работу - то теперь ситуация
меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство
приобретает светские черты. Интересный факт: Симон Ушаков активно
занимался преподаванием иконописи. Среди прочих учился у него и Гурий
Никитин.
7 Федор Зубов (около 1647 - 1689)
На
миниатюре: Икона «Илья Пророк в пустыне» кисти Федора
Зубова.Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей
заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам
святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов
старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями
более древних традиций. Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском
дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице
больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди
которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея
Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.
Интересный факт: «жалованным иконописцем» царского двора, то есть,
мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это - определенную
уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу «не было бы
счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что в начале 1660-х годов
семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и
иконописец был вынужден написать челобитную царю.
Дмитрий Меркулов
ИСТОЧНИК:
http://historicaldis.ru/blog/43338753317/7-velikih-russkih-ikonopistsev?utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_0&domain=mirtesen.ru&paid=1&pad=1
Комментариев нет:
Отправить комментарий