7 ФАКТОВ О РУССКОМ САРАФАНЕ...
1 ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАРИСОВКА
Лингвистическая зарисовка: на 
 санскрите «сари» – «кусок ткани», «сарафан» в переводе с иранского — 
«одетый полностью», персидское «сарапа» означает «с головы до ног». 
 Первое упоминание сарафана в русском языке можно встретить в 
Никоновской летописи от 1376 года.
2 МУЖСКОЕ НАЧАЛО
Первоначально словом «сарафан» был
 мужской  длинной  распашной одеждой. Такую в  XIV веке могли носить и 
воеводы, и великие князья. Окончательной принадлежностью женского 
гардероба он стал лишь с XVI века.
Во времена правления Петра I 
традиционный русский сарафан считался одеждой простолюдинок и купеческих
 дочерей и был «изгнан» из гардеробных придворных дам.  Возвращение 
сарафана в произошло с началом правления Екатерины II. А во времена 
царствования Николая I в соответствии с указом 1834 года «О женском 
придворном платье с национальными мотивами», сарафан вошел в женскую 
придворную парадную одежду и существовал при дворе до 1917 года.
3 ОТРЕЗ ТКАНИ
По названиям сарафанов легко можно
 догадаться из какого материала они были сшиты: «достальник», 
«полугумажник» (покупная ткань с добавлением хлопчатобумажных нитей), 
«московец» (из «московского» ситца), «синюха» (из окрашенного в синий 
цвет домашнего холста), «дикосовый» (из кубового сине-зелёного ситца с 
цветочным узором), «кумашник» (из кумача).
4 ФИЛОСОФИЯ ТКАНИ
Cлова из известного русского 
романса «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…» имели некогда 
буквальный смысл: свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.
Сарафаны на каждый день шили из 
дешевого синего холста, бязи-китайки или домотканой шерсти, застежки 
были медными, пуговицы оловянными. Чтобы такая одежда держала форму, ее 
прокладывали жесткой вощеной подкладкой из холста.
5 ЖЕНСКАЯ ХИТРОСТЬ
В северных губерниях поверх 
сарафана надевали передник с завязками, который крепился выше груди. 
Помимо назначения — защиты одежды от загрязнения, передники выполняли 
чисто декоративную задачу: закрывая неукрашенные части костюма, 
способствовали цельной цветовой композиции ансамбля.
6 ВСТРЕЧАЕМ ПО ОДЕЖКЕ
Основные виды русских сарафанов:
Туникообразный сарафан. Основной признак — цельные передние и задние полотнища без среднего шва.
Косоклинный сарафан. Основной их признак – два прямых полотнища спереди — распашные или со швом —  и одно цельное сзади.
«Московский» сарафан. Основной
 признак — «московский» сарафан шили из нескольких цельных прямых 
полотнищ, собранных вверху в мелкие складки или сборки.
Сарафан «с лифом». Основной
 признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину. Эта
 модель сарафана пришла в деревню из города, и была по существу юбкой, 
пришитой к лифу.
Полуплатье. Основной признак — сарафан с лифом на кокетке.
Полуплатье. Основной признак — сарафан с лифом на кокетке.
7 РУССКАЯ КЛАССИКА ОТ ПЬЕРА КАРДЕНА
В 1965 году Пьер Карден произвёл 
фурор! Он изобрел… минисарафаны из шерстяного сукна. Особенным шиком 
было носить их с тогда ещё только входившими в моду водолазками.
Диана Чанкселиани
ИСТОЧНИК:
Комментариев нет:
Отправить комментарий