7 ФАКТОВ О РУССКОМ САРАФАНЕ...
1 ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАРИСОВКА
Лингвистическая зарисовка: на
санскрите «сари» – «кусок ткани», «сарафан» в переводе с иранского —
«одетый полностью», персидское «сарапа» означает «с головы до ног».
Первое упоминание сарафана в русском языке можно встретить в
Никоновской летописи от 1376 года.
2 МУЖСКОЕ НАЧАЛО
Первоначально словом «сарафан» был
мужской длинной распашной одеждой. Такую в XIV веке могли носить и
воеводы, и великие князья. Окончательной принадлежностью женского
гардероба он стал лишь с XVI века.
Во времена правления Петра I
традиционный русский сарафан считался одеждой простолюдинок и купеческих
дочерей и был «изгнан» из гардеробных придворных дам. Возвращение
сарафана в произошло с началом правления Екатерины II. А во времена
царствования Николая I в соответствии с указом 1834 года «О женском
придворном платье с национальными мотивами», сарафан вошел в женскую
придворную парадную одежду и существовал при дворе до 1917 года.
3 ОТРЕЗ ТКАНИ
По названиям сарафанов легко можно
догадаться из какого материала они были сшиты: «достальник»,
«полугумажник» (покупная ткань с добавлением хлопчатобумажных нитей),
«московец» (из «московского» ситца), «синюха» (из окрашенного в синий
цвет домашнего холста), «дикосовый» (из кубового сине-зелёного ситца с
цветочным узором), «кумашник» (из кумача).
4 ФИЛОСОФИЯ ТКАНИ
Cлова из известного русского
романса «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…» имели некогда
буквальный смысл: свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.
Сарафаны на каждый день шили из
дешевого синего холста, бязи-китайки или домотканой шерсти, застежки
были медными, пуговицы оловянными. Чтобы такая одежда держала форму, ее
прокладывали жесткой вощеной подкладкой из холста.
5 ЖЕНСКАЯ ХИТРОСТЬ
В северных губерниях поверх
сарафана надевали передник с завязками, который крепился выше груди.
Помимо назначения — защиты одежды от загрязнения, передники выполняли
чисто декоративную задачу: закрывая неукрашенные части костюма,
способствовали цельной цветовой композиции ансамбля.
6 ВСТРЕЧАЕМ ПО ОДЕЖКЕ
Основные виды русских сарафанов:
Туникообразный сарафан. Основной признак — цельные передние и задние полотнища без среднего шва.
Косоклинный сарафан. Основной их признак – два прямых полотнища спереди — распашные или со швом — и одно цельное сзади.
«Московский» сарафан. Основной
признак — «московский» сарафан шили из нескольких цельных прямых
полотнищ, собранных вверху в мелкие складки или сборки.
Сарафан «с лифом». Основной
признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину. Эта
модель сарафана пришла в деревню из города, и была по существу юбкой,
пришитой к лифу.
Полуплатье. Основной признак — сарафан с лифом на кокетке.
Полуплатье. Основной признак — сарафан с лифом на кокетке.
7 РУССКАЯ КЛАССИКА ОТ ПЬЕРА КАРДЕНА
В 1965 году Пьер Карден произвёл
фурор! Он изобрел… минисарафаны из шерстяного сукна. Особенным шиком
было носить их с тогда ещё только входившими в моду водолазками.
Диана Чанкселиани
ИСТОЧНИК:
Комментариев нет:
Отправить комментарий