Поиск по этому блогу

понедельник, 31 августа 2015 г.

Интересные факты о русском сарафане!

7 ФАКТОВ О РУССКОМ САРАФАНЕ...


lid2

Сарафанная информация! «Все это следует шить» и «все это будет носиться». История сарафанов и легких платьев из ситца со времен Никоновской летописи до наших дней и популярной песенки из фильма «Москва слезам не верит».

7 ФАКТОВ О РУССКОМ САРАФАНЕ
1 ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАРИСОВКА
Лингвистическая зарисовка: на  санскрите «сари» – «кусок ткани», «сарафан» в переводе с иранского — «одетый полностью», персидское «сарапа» означает «с головы до ног».  Первое упоминание сарафана в русском языке можно встретить в Никоновской летописи от 1376 года.

2 МУЖСКОЕ НАЧАЛО
Первоначально словом «сарафан» был мужской  длинной  распашной одеждой. Такую в  XIV веке могли носить и воеводы, и великие князья. Окончательной принадлежностью женского гардероба он стал лишь с XVI века.
Во времена правления Петра I традиционный русский сарафан считался одеждой простолюдинок и купеческих дочерей и был «изгнан» из гардеробных придворных дам.  Возвращение сарафана в произошло с началом правления Екатерины II. А во времена царствования Николая I в соответствии с указом 1834 года «О женском придворном платье с национальными мотивами», сарафан вошел в женскую придворную парадную одежду и существовал при дворе до 1917 года.
3 ОТРЕЗ ТКАНИ
По названиям сарафанов легко можно догадаться из какого материала они были сшиты: «достальник», «полугумажник» (покупная ткань с добавлением хлопчатобумажных нитей), «московец» (из «московского» ситца), «синюха» (из окрашенного в синий цвет домашнего холста), «дикосовый» (из кубового сине-зелёного ситца с цветочным узором), «кумашник» (из кумача).
4 ФИЛОСОФИЯ ТКАНИ
Cлова из известного русского романса «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…» имели некогда буквальный смысл: свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.
Сарафаны на каждый день шили из дешевого синего холста, бязи-китайки или домотканой шерсти, застежки были медными, пуговицы оловянными. Чтобы такая одежда держала форму, ее прокладывали жесткой вощеной подкладкой из холста.
5 ЖЕНСКАЯ ХИТРОСТЬ
В северных губерниях поверх сарафана надевали передник с завязками, который крепился выше груди. Помимо назначения — защиты одежды от загрязнения, передники выполняли чисто декоративную задачу: закрывая неукрашенные части костюма, способствовали цельной цветовой композиции ансамбля.
6 ВСТРЕЧАЕМ ПО ОДЕЖКЕ
Основные виды русских сарафанов:
Туникообразный сарафан. Основной признак — цельные передние и задние полотнища без среднего шва.
Косоклинный сарафан. Основной их признак – два прямых полотнища спереди — распашные или со швом —  и одно цельное сзади.
«Московский» сарафан. Основной признак — «московский» сарафан шили из нескольких цельных прямых полотнищ, собранных вверху в мелкие складки или сборки.
Сарафан «с лифом». Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину. Эта модель сарафана пришла в деревню из города, и была по существу юбкой, пришитой к лифу.

Полуплатье. Основной признак — сарафан с лифом на кокетке.
7 РУССКАЯ КЛАССИКА ОТ ПЬЕРА КАРДЕНА
В 1965 году Пьер Карден произвёл фурор! Он изобрел… минисарафаны из шерстяного сукна. Особенным шиком было носить их с тогда ещё только входившими в моду водолазками.

Диана Чанкселиани

ИСТОЧНИК:
Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям!

Комментариев нет:

Отправить комментарий