Даждьбог
Среди даров Сварога людям были и его сыновья — Сварожичи.
Первый из них Даждьбог — бог Солнца, податель тепла и света. Его имя
слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: «Дай,
Боже!». Древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь - два небесных
Пламени и одно земное - родными братьями, сыновьями Неба и Земли.
Идол
его стоял на холме в Киеве. Наши предки верили, что Дажьбог
покровительствует свадьбам, встречает жениха на рассвете в день
бракосочетания. Дажьбог замыкает зиму и отмыкает лето. Дажьбог - Дабь,
Радегаст, Радигош, Сварожич - это разные вариации имени одного и того же
бога. Бог плодородия и солнечного света, живительной силы.
Первопредок
славян (славяне по тексту "Слова о Полку Игореве" - даждьбожии внуки) -
"Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть
жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь
скратишась". "Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на
землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону:
плещучи, упуди жирня времена". Согласно "Слову Иоанна Злотоуста... како
первое погани веровали в идолы и требы им клали...", бог солнца и
живительной силы.
Вероятно, Даждьбог мог, вслед за белым Свентовитом, соотноситься с
Аполлоном как бог солнечного света. В поучениях против язычества среди
прочих богов упомянут рядом с Артемидой: "и приступиша къ идоломъ и
начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу,
вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять
сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши
человечи молятся, и куры имъ режуть... и инеми въ водахъ потопляеми
суть. А друзiи къ кладезямъ приходяще моляться и въ воду мечуть...
жертву приносяще, а друзiи огневи и каменiю, и рекамъ, и источникомъ, и
берегынямъ, и в дрова - не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне
то творятъ".
День Даждьбога - воскресенье, его металл - золото, его камень -
яхонт. Празднование, возможно, приходится на день Родиона-Ледолома.
Крупнейший культовый центр Сварожича располагался на землях
лютичей-ретарей, неоднократно уничтожался и отстраивался вновь - в 953
году разорялся Оттоном I, в 1068 году - саксонским епископом Бурхардтом
II и был окончательно сожжен германцами в 1147-1150 годы во время
крестового похода против язычников баварского герцога Генриха Льва.
Бронзовые изображения богов лютичей и ритуальные предметы из Ретринского
храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце 17 века. Фигурки
покрыты славянскими руническими письменами. На землях вятичей в честь
бога-Сварожича также назвали городища. Имя Радегаст звучало бы здесь как
Радигош. Радогощ - на его роль претендуют два городища - это либо Погар
на реке Судость (притоке Десны), к западу от Трубчевска и к северу от
Новгорода Северского, либо собственно Радогошь на реке Нерусса, к северу
от Севска и к западу от Крома.Священным животным Даждьбога - Радегаста
считался лев(как и у персидского бога Солнца - Митры), Сварожича
изображали либо с львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной
львами.
Отметим, что корень "рад" обозначал у славян солнечный свет, отсюда и
"радуга" - солнечная дуга. Того же "солнечного" корня и слово "радость,
радасть" - то есть данное лучами (ср. лат. radiо) солнца. Отсюда имена
Радегаст, Радогош состоят из трех слов: Рад - солнечный, "да", до" по
аналогии с Дагбогом, Дажьдьбогом может обозначать дарение, подарок, а
"гаст", "гош" семантически близко со словом "гость".
Иными словами эти
имена, возможно, обозначают: "гость дарующий солнце и солнечный свет",
или посланник богов, принесший силу света и солнца в дар. В этом случае
восточнославянский Дажьбог и западнославянский Радегаст суть разные
имена одного и того же бога - Сварожича. Френцель говорит о нем, как о
"De Radegastos. Marte Soraborumque altero supremo Deo" - Радегаст в
сербо-лужицком пантеоне фогура не менее значимая, чем даже сам
Свентовит. Символами Сварожича являются не только царственные львы, но и
вепри (вепрь - это также воплощение индийского Вишну и скандинавского
Фрейра). Одним из атрибутов является меч, позднее секира, а также и
копье, возможно алый стяг: "в сем сходятся дьявол Сварожич и вождь
святых, ваш и наш Маврикий? Те, кто впереди вздымает священное копье, и
те, кто пачкает человеческой кровью дьявольские знамена?" Птица
Радегаста - петух, возвещающий своим криком приход солнца. На кумире
венедскими рунами писали имя бога, возможно, была и солярная символика.
Головой кумира ставят на восход солнца или же на юго-восток,
чтобы он мог следить за его ходом. Даждьбога именовали Спасом, то есть
Спасителем, но не в смысле спасения заблудших овец Израилевых, а в
смысле воинской - защитника. Потому яблочный (19 августа) и медовый Спас
(14 августа) - это дни чествования Сварожича. Его вместе с Ярилой чтут и
на Юрия Зимнего (9 декабря).
ИСТОЧНИК:
Комментариев нет:
Отправить комментарий