Не хмель страшен – похмелье. Как отрезвляли на Руси
Ни один рассказ о роли алкоголя в истории не обходится
без легендарной фразы князя Владимира: «Руси есть веселие питии,
не можем без того быти».
Фрагмент картины Константина Маковского «Боярский свадебный пир», 1883 год. © / репродукция
В преддверии новогодних праздников это и вовсе можно считать хорошим
тоном. Но за всё надо платить. В случае с «веселием питии»
расплачиваться приходится буквально собой. В этом и состоит суть
похмелья.
Во все тяжкие
Хмель и похмелье — как партия и Ленин: говорим одно, подразумеваем другое. Что, кстати, отражено и в русском фольклоре. Вот начало одной скоморошины XVII столетия:
Хмелюшка по выходам гуляет, сам себя Хмель выхваляет:
— Нету меня, Хмелюшки, лучше, нету меня, Хмеля, веселее...
А вот и закономерный финал басни и пирушки:
Из котла-то я, Хмель, подымался, не в одном мужике разыгрался.
Я бросал их об тын головами, да во скотский навоз бородами.
Искусство отражает реальность, и в данном случае делает это
прекрасно. Древнее описание похмелья как навоза в бороде довольно точно
соответствует современному ответу на вопрос об утреннем самочувствии:
«Как будто кошки во рту ночевали».
Но, пожалуй, самое отчаянное и беспросветное описание похмелья оставил нам другой деятель и писатель XVII века — протопоп Аввакум.
Вообще алкогольная тема ему чем-то близка. Своих политических
соперников он называет не иначе как «сии новые апостолы, что по все дни
пьяны и с похмелия мудрствуют». Или ещё хлеще: «Мудрецы, дрожжами
прокисшие, книги пишут трясущимися руками, ползая пьяны по земле, яко
гады». И наконец, чеканная формулировка: «Проспалися бедные с похмелья,
и самим себя соромно и стыдно: борода и ус в блевотине, а от гузна весь
и до ног в говнех, с заздравных чаш голова кругом идёт».
Квасу — бой!
К тому моменту в питейном деле на Руси уже произошла революция.
Основным напитком стала водка, дающая примерно такое состояние похмелья,
как воспетое Аввакумом. Но не было чуждо оно и в более ранние времена.
Другое дело, что называлось это состояние несколько иначе — «язя
квасная». Здесь придётся пояснить оба слова. Первое, «язя» — это болезнь
особого рода, такое пограничное состояние, близкое к обмороку,
обозначающее разброд и шатание в ногах и мыслях.
Определение «квасная» указывает на происхождение болезни — от кваса.
Но не от того, каким мы утоляем жажду в летнюю жару. Похмелье вызывал
другой квас — «творёный», то есть сваренный. Он же в некоторых
источниках «погибельный». По крепости и воздействию он приравнивался
к вину, о чём говорят некоторые церковные предписания: «Вина и творёна
кваса не держати и не пити», а также более суровое: «Горе квас гонящим!»
По всей видимости, это была крепкая зерновая брага, приготовленная
по особой технологии — сначала варили сусло, потом его сбраживали,
«бодрили» хмелем и, наконец, выстаивали до нужной кондиции.
В результате получался напиток крепостью до 15% с устрашающим
содержанием сивушных масел и прочих побочных продуктов брожения.
Похмелье от него было ожидаемо зверским, о чём говорит тот факт, что
больше ни один алкогольный напиток не удостоился официальной молитвы
специального назначения. Она так и называется: «Молитва над болемъ,
пиящем квас».
Неизвестно, впрочем, насколько эта молитва была эффективна как
лекарственное средство. Так что наши предки в полном соответствии
с пословицей «На Бога надейся, а сам не плошай» принялись изыскивать
другие способы снять или хоть как-нибудь облегчить утреннюю трясучку,
бешеный пульс, головную боль и сухость во рту.
Комплексный подход
Пока в качестве основных алкогольных напитков фигурировали
относительно безобидные меды или редкие вина, которые к тому же пили
разбавленными водой, средства были попроще. В одном из лечебников,
который восходит к болгарским и греческим трактатам о здоровье, указано:
«Ежели человек упился, нарежь луку репчатого и поднеси понюхать — сразу
отрезвеет». Эффект тот же, что с нынешним нашатырём — вполне
действенная штука. Но с появлением крепких «квасов погибельных» такие
приёмы уже не работали. Нужен был комплексный подход.
Одним из первых в отечественных источниках упоминается средство,
которое внезапно называется «Похмелье». Это была жирная и острая
похлёбка на бараньем бульоне с добавлением большого количества солёных
огурцов. Любой современный нарколог укажет, что такое блюдо — ровно то,
что нужно измученному организму.
Другое дело, что моментального облегчения оно не приносит, о чём
свидетельствуют и исторические хроники. В июле 1445 г. войска коалиции Великого князя Московского Василия II, Можайских князей Ивана и Андрея, а также Василия Серпуховского
встретились в битве под Суздалем с отрядами казанских царевичей
Мамутяка и Якуба. Как готовились к битве казанцы, неизвестно. Русские же
накануне пировали всю ночь. А наутро, как особо отмечено, «князья
покушали похмелья». И кабы битва состоялась на час-полтора позже,
похлёбка сработала бы полностью. Но не сложилось. Татары напали раньше,
и результат оказался печален — князья изранены и в плену. За князя Василия Московского назначили баснословный выкуп в 200 тысяч рублей — пожалуй, самая высокая цена похмелья за всю историю.
Ценою крови?
Ещё один вполне эффективный метод приписывают Петру Великому.
По каким-то мутным причинам его связывают с путешествием царя-плотника
в Голландию, где тот, якобы, пристрастился к сухофруктам, в частности
абрикосам, и придумал лечить похмелье банальным компотом, который
назвали «узваром». Всё это — домыслы из серии «слышал звон, да не знает,
где он». Абрикосы и Голландия здесь ни при чём, равно как и компот.
Единственное, что верно — слово «узвар». Это старинный русский напиток,
упоминаемый ещё в «Домострое». И от компота он отличается прежде всего
технологией — если компот положено варить, то узвар лишь доводят
до кипения, а потом долго настаивают. А похмельный узвар и вовсе был
особенным, с травами. Полный рецепт таков: плоды шиповника, зверобой,
пустырник, мёд. Опять-таки, набор вполне соответствует рекомендациям
современных наркологов. Шиповник — это витамины, зверобой — лёгкий
антидепрессант, пустырник — успокоительное, мёд — микроэлементы. Всё что
надо.
К сожалению, в дальнейшем традиционная отечественная медицина, в том
числе и прикладная наркология, была оттеснена «прогрессивными»
европейскими тенденциями. Рассол, похлёбка «Похмелье», резаный лук
и узвар уступили место другим методам. Внешне они соответствовали самым
передовым веяниям. Так известно, что сенатор и статс-секретарь Екатерины Великой Александр Храповицкий
был запойным алкоголиком. Екатерина же начинала свою работу рано
утром — в шесть она пила кофе, а в семь требовала к себе статс-секретаря
с бумагами и докладом. Бронебойное антипохмельное средство было
необходимо Храповицкому как воздух. С точки зрения стратегии
он выворачивался блестяще — завёл себе штат слуг, которые отслеживали
перемещение господина по гостям, изымали не вяжущего лыка сенатора из-за
стола и доставляли его к лекарю. Вот тут начинался беспредел. Вместо
щадящих и насыщающих организм витаминами средств лекарь выпускал
несчастному по 2–3 чашки крови. Остаётся лишь удивляться здоровью
Храповицкого — он прожил при таком режиме до 51 года.
ИСТОЧНИК:
Комментариев нет:
Отправить комментарий