САКСОН ГРАММАТИК ОБ ЯЗЫЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ СЛАВЯН
Саксон Грамматик в XIV книге Деяния Данов (Gesta Danorum) (начало 13 в.) рассказывает, в том числе, о серии походов Датских и Германских монархов, известных также по Кнудлинге Саге, и вдохновленных, в том числе и Папой Римским (14.3.5-6), на земли Вендских Славян.
Из его рассказа мы узнаем про славянский обычай подтверждать клятву обоих сторон совместным приношением воде, когда брошенный, и канувший в ней, камень символизировал будущее нарушевшего клятву (14.25.2.1-6, Holder 517.23-37).
В Ростоке по приказу епископа Абсалона и короля Генриха Льва была сожжена статуя некого небесного божества в которого верил простой люд и воздавал ему божественные почести (14.25.17.1-4, Holder 523.39-524.9).
Среди Рюгенских страейшин самым авторитетным был самый старый, слепой, но с наиболее ясным и живым умом (14.27.2.4-7, Holder 533.5-14).
В битве у Ферхена, рядом с городом Демин в 1164 г., против герцога Генриха и графа Адльфа Гольштинского, над Славянами было видно демоническое изображение - свидетельство божественного покровительства в битве и знамение победы (14.30.4.1-4, Holder 547.1-16).
На центральной площади города Аркона был деревянный храм элегантнейшей художественной работы, а вокруг здания были установлены резные скульптуры (14.39.2.5-8, Holder 564.33-565.3).
Внутри храма была гигантская статуя Свантовита с четырьмя головами повернутыми в разные стороны, создающими впечатление что статуя всегда смотрит на зрителя. В правой руке скульптуры был разукрашенный рог, а в левой, простертой вбок, руке был натянутый лук. Статуя была сделана из различных кусков дерева подогнанных так, что без тщательного исследования невозможно было различить места стыка. В храме были изображения уздечки и седла, других символов божества, и огромный меч с серебряной гравировкой рукоядки и ножен (14.39.3.1-9, Holder 565.3-24).
Раз в год, после сбора и подсчета урожая, у храма устраивался церемониальный пир. За день до него, жрец этого божества, единственный кто мог входить в этот храм, устраивал в нем ритуальную уборку-очищение. При этом он в храме не дышал, чтобы не осквернять присутствие в нем божества, а за вдохом-выдохом подбегал к дверям храма (14.39.4.1-2, Holder 565.24-35).
В день самого пира, перед храмом проводились ритуалы гадания от имени всего сообщества на предмет обильности урожая следущего года. Для этого использовался рог из правой руки статуи. Если количество медовухи, налитой в этот рог в прошлый празник, было меньше ожидаемого количества, то предсказывался неурожай, и надо было копить запасы, иначе ожидался обильный год и можно было расточительствовать. Другим инструментом гадания был огромный, с человеческий рост, выпекаемый медовый пирог. Его размер также определял урожайность следущего года. Как медовуха, так и пирог, являлись подношениями божеству, которые, по крайней мере медовуху, делил с ним его жрец (14.39.5.1-10, Holder 565.35-566.17).
После этого проводились ритуалы индивидуальных приношений божеству, целью которых было обеспечить победу на суше и море. После чего проводились празднества и пир, на котором люди разделяли с божеством приношения, включающие и скот (14.39.6.1-3, Holder 566.17-25).
Жрецу храма Свантовита принадлежала армия из 300 всадников охранявших и кормившихся с обильной сокровищницы (Holder 566.25-38). Свантовит имел храмы не только в Арконе, но и в других местах, а почитался не только всеми Славянами, но даже и в Дании (Holder 566.38-567.5). Жрецу принадлежал белый конь-оракл, на котором только он имел право выезжать, и который использовался для предсказаний военных кампаний. Общее состояние войны обьявлялось если конь в стойле обильно потел как будто бы от длинного похода (Holder 567.4-16). Война конкретной области обьявлялась тогда когда конь, ведомый жрецом, определенным образом переступал копья лежащие на земле, уложенные в форме стрелки указывающей на интересующую область (Holder 567.16-29). Для гадания также использовались жребии: светлые означающие удачу, и темные - неудачу. Женщины гадали на пепле очага, четное количество линий на котором было благоприятным, а нечетное - нет (Holder 567.29-40).
На башне над воротами Арконы висели штандарты с изображениями божеств, самым почетным из которых, почти что равным по важности как все остальные вместе взятые, была Станиция. Она представляла собой неподконтрольную, своевольную силу, которая могла совершать и добро, и зло, культ которой был выше княжеской власти, а преступления и неуважение по отношению к ее изображению наказывались как деяния по отношению к самому божеству (Holder 568.36-569.12).
В ведении божества, и соответственно жрецов были земли и хозяйства, а с каждой головы коровы жителей острова ежегодно взымался налог серебром в пользу божества (Holder 572.2-13).
В Карентии (Гарзе) были три вплотную друг к другу построенных деликатных трехэтаэных храма, почти такой же значимости что и храм в Арконе (Holder 577.3-14). Внутри главного храма была дубовая статуя Рюгевита, главного из всего коллектива божеств Карентии. Высотой он был примерно в полтора человеческих роста, и, соответственно обьемом больше обычного человека. На его голове было вырезанно семь лиц, и она была увенчана короной. На его боку, на ремне, было семь мечей в ножнах, а восьмой, обнаженный, накрепко зафиксирован в руке (Holder 577.18-39). Это божество обладало властью Марса и заведовало войнами. Ничего приятного в его облике не было, что подчеркивалось грубостью резьбы (Holder 577.39-578.7).
В соседних храмах была статуя Поревита с пятью головами и без оружия, и статуя Поренута с четырьмя лицами на голове, а пятым на груди. И Поренут левой рукой прикрывал лоб, а правой - подбородок (Holder 578.7-14).
Жители Карентии боялись гнева божеств потому что на себе его испытивали когда нарушали сексуальное табу, за что мужчина и женщина вступавшие в сексуальный акт не могли разьединиться, представляя из себя комическое зрелище (Holder 578.26-35).
ИСТОЧНИК:
Комментариев нет:
Отправить комментарий