ПОКРОВ ДЕНЬ — народное название дня Покрова Пресвятой Богородицы, великий праздник православного календаря (1/14 октября).
Он был установлен в царствование Льва III Исаврианина, жившего в первой половине VIII в., в память о чудесном явлении Богоматери у стен Царырада, осажденного сарацинами. В этот день Богоматерь спасла город от разорения, закрыв его своим покрывалом покровом.
Покров день отмечался только в тех деревнях, где он был престольным или заветным праздником. Однако этот день был известен на всей территории России, так как являлся важной точкой отсчета в народном календаре.
Покров считался русскими крестьянами днем перелома в годичном круговороте жизни. С этого дня, по их представлениям, начиналась зима: «С Покрова до обеда осень, а после обеда зимушка-зима», — а вместе с нею новые хозяйственные и семейные заботы. В некоторых северных деревнях существовал обычай поздравлять друг друга в этот день с «первым ледком, первым снежком», т. е. с новым этапом хозяйственной жизни.
По народным представлениям, ко дню Покрова Богородицы должен быть убран весь урожай с полей и большая часть урожая
Е. В. Честпяков. Посиделки. Начало XXв. Масло
с огородов. В деревнях существовало поверье, что в этот день на землю с небес спускается Богородица — «заступница усердная» со святыми угодниками, чтобы проверить, собран ли урожай, опустели ли крестьянские нивы, а также чтобы помочь больным и немощным людям.
Обычай требовал в этот день приступить к делам, связанным с зимним периодом годового цикла. В этот день все крестьяне перебирались из летних холодных помещений в теплые зимние избы, утепляли их, конопатили стены, углы, завалинки, приговаривая: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, хозяина добром». Крестьяне говорили: «Не ухитишь тепло до Покрова — изба будет не такова!» Во всех домах полагалось затопить русскую печь, даже там, где было еще тепло, при этом приговаривали: «Батюшка Покров! Натопи нашу печь без дров».
Кроме того, Покров был ознаменован переходом на зимнее содержание скота в хлевах. Для того чтобы скот мог выдержать долгую, суровую зиму и возможную бескормицу, его полагалось в этот день «закармливать», т. е. скармливать сноп, сжатый последним с овсяного поля. В этот же день хозяйка дома обращалась к дворовому — хозяину хлевов с просьбой защитить скотинушку.
Покров.
Первая половина XVIв.
Русский Север. Икона
На Покров хозяева окончательно расплачивались с нанятыми на лето работниками; в этот день возвращались с летних отхожих промыслов парни и мужики («Ой ли Покров праздничек к нам приходит. Ой ли все бурлачушки с Волги идут») или, наоборот, уходили на заработки в города:
Как уехал миленький в городочск,
Как уехал миленький в городочск,
Со всем с красным девушкам распростился,
Со всем красным девушкам распростился.
К этому дню приурочивалось также начало женских работ но обработке льна. Девушки и женщины садились за прялки:
Вот те прялка,
Вот те лен,
Вот те сорок веретен.
Ты сиди, попрядывай,
На меня поглядывай.
Считалось, что день Покрова Пресвятой Богородицы имеет большое значение для предстоящих браков. С Покрова в русской деревне начинался период осенних свадеб,продолжавшийся до Филиппова дня (14/27 ноября), и посиделок, которые давали молодежи возможность выбрать брачную пару. В песне девушек говорилось:
Покров-праздничек приходит,
Что-то нам он приготовит?
С другом милым ли венчанье,
С нелюбимым ли страданье?
Иль велит в девках остаться,
Замуж больше не сбираться.
В этот день девушки отправлялись в церковь, ставили свечку и во время литургии молились о том, чтобы скорее выйти замуж. В этот же день можно было пойти в лес, встать там на «кресты», т. е. перекресток двух дорог, и крикнуть: «Матушка Покров, землю покрой снежком, а меня, молоду, женишком!» День Покрова в некоторых деревнях рассматривался как девичий праздник, с которого начиналось время выбора женихов:
Скоро, девушки, Покров,
Скоро нам гуляночка,
Скоро, скоро заиграет
Милого тальяночка.
Девушки отмечали этот день большой трапезой, главным блюдом которой были вареные петухи. После трапезы они ходили по деревне и пели:
Если миленький колечко
Подарит в Покров, любя,
Должно знать мое сердечко,
Полюбилась ему я.
Взрослые женщины, наблюдая за девичьим гуляньем, говорили: «Теперь девки будут женихов ждать».
Связь дня Покрова Богородицы с брачной тематикой объяснялась представлениями о Богородице как покровительнице и защитнице женщин, помогающей выйти замуж, способствующей деторождению, заступнице перед Богом. По мнению ученых, образ христианской Божьей Матери соединился и народном сознании с древнейшими представлениями о женском божестве — покровительнице домашнего очага, великой помощнице девушек и женщин.
Покров день был связан также и с поминанием «родителей» — предков, хранителей благополучия домашнего очага, невидимых покровителей семьи. «Родителей» угощали первым блином, испеченным хозяйкой дома. Его укладывали в передний угол на божницу или на полку под божницу. Верили, что предки должны помочь потомкам пережить тяжелую зиму.
ИСТОЧНИК:
Комментариев нет:
Отправить комментарий