Поиск по этому блогу

понедельник, 10 августа 2015 г.

Какие были рисунки на щитах русских дружинников?


Какие были рисунки на щитах русских дружин?

 

рисунок на щите-000
Что рисовали на своих щитах древнерусские дружинники? Такой вопрос прислал нам Александр из города Старая Русса Новгородской области.
Прежде всего следует сказать, что находок щитов на Древнюю Русь – самый мизер.
Есть находка в Пскове маленького миндалевидного щита, но там не до конца ясно, щит ли это или какая-нибудь разделочная доска.
Остается одно — просмотреть средневековые миниатюры, барельефы, медальоны, которые достаточно четко фиксируют изображения щитов. И здесь четко проступает отличие от Западной Европы, где буйным цветом цвела геральдика.
Именно она снабдила европейских рыцарей живописнейшими гербами, которые перешли на щиты самих рыцарей, а так же подчиненных им воинов.
На Руси же дело с рисунками на щитах обстояло скромнее. И сейчас мы попробуем разложить все по полочкам.

Кресты

Самое, казалось бы, главное изображение на щитах у воинов христианского вероисповедания. В Европе, где крестовые походы и ордена госпитальеров, тамплиеров, тевтонцев задавали определенный ритм жизни, крест был популярен.
На Руси, судя по изображениям — не очень.
Вот единственное изображение креста на щите, которое удалось найти редакции «Людоты«.
рисунок на щите-016
Это каменная резьба на храме Георгия Победоносца в городе Юрьев-Польской, одном из городов Владимиро-Суздальской Руси. Датируется XIIXIII веками.
«Польской», кстати, не потому что имеет отношение к Польше, а потому что расположен в поле, если точнее — в Суздальском ополье.

Животные

Немногим более чаще на щитах встречаются хищные звери. Вот два изображения, которые нам удалось найти.
Слева миниатюра Федоровского Евангелия, рубеж XIII-XIV столетий. На ней нарисован святой Федор Стратилат. Создано оно было, очевидно, в Ярославле, там и хранится по сей день.
Справа — еще одна резьба Юрьев-Польского храма Георгия Победоносца. Он, собственно, на ней и изображен.
рисунок на щите-014
Видно, что на щитах у святых воинов нарисованы вздыбленные звери. Давайте рассмотрим их покрупнее.
Сперва щит св. Федора Стратилата с яростным барсом:
рисунок на щите-013
Теперь каменная резьба Владимиро-Суздальского княжества. Напомним, это XII-XIII века.
К сожалению, рассмотреть щит  в подробностях сложно, качество изображений не радует. Но все же:
рисунок на щите-015
Как видим, оба щита очень похожи. Тут и художественный узорный кант по всему периметру и хищные звери в одинаковых позах.
Считается, что лев или леопард (зачастую в символике они смешиваются в единое понятие) — это древний символ Владимиро-Суздальских князей. Появился он около XII столетия и встречается не только в каменной резьбе, но и на монетах времен Куликовской битвы и Стояния на реке Угре.
Еще один щит с представителем фауны есть в Тверском списке хроники Георгия Амартола (Георгия Грешника).  В ней содержатся сведения от сотворения мира до 842 года.
Ее список — рукописная копия, был сделан в  Тверском княжестве в XIII-XIV веках. Так как книга весьма и весьма почтенная по возрасту, то рисунок поединка между Давидом и Голиафом уже не такой четкий, как когда-то.
рисунок на щите-017
Тем не менее, в середине шестидесятых годов прошлого века, будущий академик Анатолий Кирпичников сделал прорисовку с этой миниатюры, и получается, что на ней изображена некая птица.

Геометрические рисунки на щитах каплевидной формы

На рубеже XII-XIII в Рождественском соборе Суздаля были установлены так называемые Золотые врата. На самом деле они всего лишь позолочены, и весят около 600 килограммов.  На створках врат немало изображений, и вот одно из них:
рисунок на щите-010
Слева — Архангел Михаил, справа — Иисус Навин, тот самый, который с помощью громко ревущих труб взял город Иерихон и подарил себе победу, а нам — крылатое выражение «Иерихонские трубы». Обратите внимание на полосатый щит за склоненным Иисусом Навином.
Идем далее. Есть вот такой фрагмент костяной пластины. Она датируется XI столетием, а происходит с территории Галицко-Волынского княжества. Если быть более точным — из руин города Плисненска. Его уничтожили в 1241 году татаро-монголы,  а пластинка вот осталась:
рисунок на щите-005
Расписан щит, кажется, диагональными полосками — то есть Золотые врата не единственный источник на такого рода украшения.
Иногда полоски шли в двух направлениях — «елочкой». Несколько щитов, расписанных так, можно рассмотреть на миниатюрах Симоново-Хлудовской псалтири.
рисунок на щите-003
Еще один сюрприз преподнесли нам черепки, оставшиеся от неких сосудов с изображением воинов. Нашли их в Новгородской земле.
рисунок на щите-004

Однотонные каплевидные щиты с каймой

Но больше всего щитов однотонных. Вот например, Симоно-Хлудовская псалтирь:
рисунок на щите-012
Или Радзивилловская летопись. Создана она была видимо на Смоленщине, в начале XIII века. Затем неоднократно переписывалась — две таких рукописных копии были сделаны в XV веке и сохранились до наших дней — в отличие от оригинала.
рисунок на щите-101
По окончании похода Ивана Грозного на Казань была написана икона «Церковь воинствующая». Теперь мы можем любоваться множеством щитов, рожденных кистью автора, жившего в середине XVI столетия:
рисунок на щите-002

Рисунки на больших круглых щитах

Cудя по изображениям, на Руси использовались не только каплевидные или треугольные щиты, но также и круглые. Вот два примера, с украшением больших выпуклых щитов:
рисунок на щите-001
  • Слева — Святой воин с фрески Кирилловской церкви в Киеве, датировка изображения — XI в.
  • Справа — наш старый знакомый св. Фёдор Стратилат (Новгород, икона Софийского собора, XV век).
Часто считается, что изображения на иконах условны, потому что следуют традиции. Однако, вот пример из Новгорода, который только подтверждает изображение на иконах.
Это ложка XIV века, принадлежавшая Ивану, сыну новгородского посадника Варфоломея. Хранится она в историческом музее в Москве.
рисунок на щите-006
Вот крупное изображение воина в доспехе, с мечом и щитом. Щит тоже выпуклый и очень похож на тот, который тремя векам ранее был нарисован в Кирилловской церкви в Киеве:
рисунок на щите-007

Изображения на малых круглых щитах

В Средневековой Европе широко были распространены маленькие кулачные щиты — баклеры. Их удерживали кулаком за центральную рукоять.
Нечто подобное было и на Руси. Вот пожалуйста, уже знакомый нам источник — Тверской список Георгия Амартола:
рисунок на щите-008
Есть еще один святой воин — Сотник Лонгин. Фигура очень интересная. Изначально он был одним из тех, кто распинал Христа и даже пронзил его копьем — тем самым знаменитым Копьем Судьбы.
Однако, хлынувшая кровь Иисуса попала ему на глаза, и он вылечился от катаракты. После чего стал ярым проповедником христианства, за что и был убит в родной Кесарии, став таким образом, святым мучеником.
Это изображение святого Лонгина есть в уже знакомом нам Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. Воин показан с маленьким кулачным щитом:
рисунок на щите-11

Итак…

Подведем итоги. Действительно, древнерусским эмблемам на щитах было очень далеко до европейских гербов. Однако это не так уж и плохо. Это просто по-другому.

ПОДРОБНЕЕ:
http://ludota.ru/kakie-risunki-na-shhitah-russkih-druzhin.html?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirtesen 
Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям!

Комментариев нет:

Отправить комментарий