Языческие мотивы Древней Руси .


Велестинская коллекция.
Фигурки найдены в районе населённого пункта Велестино в Фессалии (Греция).
Хранятся в музее Принстона, США.
Большинство исследователей склонны считать, что фигурки использовались для отправления языческого культа и иллюстрировали славянскую мифологию. Некоторые считают, что набор принадлежал славянским волхвам.



Древняя Русь, Новгород. 11 век.

Балтийские славяне.

Балтийские славяне.

Древняя Русь. X - XI века.
Медный сплав, литьё.
Подвески-топорики принадлежат к числу наиболее выразительных материальных памятников, связанных с древнерусским язычеством. Эти предметы чаще других амулетов используются для реконструкции дохристианских верований восточных славян. Подобные подвески изображали оружие славянского бога Перуна.


Привеска в виде мужской фигурки.
Вероятно, изображение языческого бога Перуна.
Бронза. Древняя Русь, Новгород. 12 век.

Великая Моравия.

Древняя Русь. X–XI века.

Серебро. Южная Русь. 10 - 11 века.


Найден в кургане Чёрная могила. Местное предание приписывало его князю Чёрному, легендарному основателю Чернигова.

Золото. Найден в 1886 году в деревне Ковшич бывшего Краснинского уезда Смоленской губернии.

Амулет-змеевик. Зелёная яшма. Суздаль. 12 - 13 век.
Государственный исторический музей. Москва.

Находка 2011 года. Псков, Лужский раскоп.



Даждьбог или Александр Македонский?
Медный медальон, найденный на раскопках в Старой Рязани.

Бронза. 12 век. Государственный исторический музей. Москва.
"Арка символизирует небесный свод; снизу к краям неба подступают морды двух ящеров; уровень земного горизонта, где небо с землей сходится, обозначен двумя симарглами, священными языческими псами, покровителями земной растительности. Образ неба дан не только полукружием арки, опирающейся своими концами на землю, но и тремя солнечными кругами, в которые вписаны птицы. Восходящее и заходящее солнце помещено у самых симарглов; птицы внутри кругов не летают, а мирно клюют растение. Полуденное солнце помещено в самой вершине арки, и птица там показана в полете, с распахнутыми во всю ширь крыльями. Задача мастера Константина была более сложной, чем мастеров гальштатской эпохи. Он стремился показать всю картину мира с его тремя ярусами: миром ящеров, землей, поросшей растениями, и небом с движущимся по нему солнцем..."
Б. А. Рыбаков. Язычество Древних Славян.

Колт. Древняя Русь. IX век (или XI - XII века). Золото, эмаль.
США. Вашингтон. Коллекция Думбартон-Окс.

Колты с парными птицами и узорами, лицевые стороны. 12 век.

Из новейших открытий археологов:
7 июля 2013 года на городище Старая Рязань был открыт очередной, 17-й по счету, клад ювелирных изделий... Подобные клады сокрывались, как правило, в момент военной опасности, в данном случае – в связи с нашествием Батыя в декабре 1237 года. Ранее в этой части Старой Рязани такие находки не встречались. Тем не менее, происходящие с данного участка городища материалы свидетельствуют о том, что здесь находились усадьбы и мастерские ремесленников-ювелиров...
Источник: Институт археологии Российской академии наук.

XII - XIII века. Старая Рязань.

XII век. Старая Рязань.


Серебро; гравировка, ковка, чернь.
Местонахождение: Англия. Лондон. Британский музей.

Браслет. 13 век.
Серебро; гравировка, чернь.
Найден в 1896 году во Владимире.
Серебро; гравировка, чернь.
Найден в 1896 году во Владимире.

Серебряный
чернёный браслет-наруч с изображением фантастических зверей и птиц. XII —
XIII века. Клад Михайловского Златоверхого монастыря.
Серебряный браслет.
XII - XIII века. Старая Рязань.
Браслет обруч с русальными сценами. 11 век.
Серебряный браслет-наруч. Древняя Русь. 13 век.
Старая Рязань, раскопки 1966.
Серебряный, позолоченный браслет-наруч
с изображением зайца, птицы, плясуньи и музыканта. XII век.
Створки серебряного браслета.
Древняя Русь. 12 век.
Браслет-наруч. 12 - 13 века.
Владимирский клад. Найден в 1896.
Киевская форма для отливки створок к браслетам. 11 век
Керамическая ваза из Лепесовки.
Высота 35,5 см. Черняховская культура, III-IV в.
Поселение на реке Горынь. Западная Украина.
Два сосуда, найденных в 1957 году у деревни Лепесовка, были обнаружены в жертвеннике языческого святилища в виде разбитых осколков. Их первоначальный облик был восстановлен реставраторами.
Плоский венчик одной из чаш был разделен на 12 различных прямоугольных секций, которые символизировали 12 месяцев, образующих годовой цикл. Содержание изображений и их последовательность совпадают, с точки зрения Б. А. Рыбакова, с помесячной последовательностью языческих праздников древних славян и с календарными сроками сельскохозяйственных работ.
Б. А. Рыбаков отождествляет Черняховскую культуру со славянской. Однако, большинство исследователей на основании анализа археологического материала считает, что Черняховская культура объединила в себе несколько племенных и этнических группировок, которые могли существовать достаточно обособленно.
В 1957 году при
раскопках в селе Лепесовке археолог М. Тиханова открыла сооружение
III-IV веков с жертвенником посередине. Это было святилище - место, где
древние славяне, оторвавшись от повседневных забот, «общались» с богами.
Внутри жертвенника находились ритуальные чаши. С них все и началось.
На широком венчике одной из чаш были изображены двенадцать различных прямоугольных секций, и ни одного одинакового рисунка. Но ведь это число, заметил Б. Рыбаков, «широчайшим образом распространено во всем мировом фольклоре прежде всего как число 12 лунных месяцев в году». То, что рисунки лепесовской чаши - знаки двенадцати месяцев, нужно было доказать. И прежде всего доказать, какой именно месяц обозначены тем или иным рисунком.
Начался интереснейший путь ученого к дешифровке так называемого орнамента. Для удобства в работе рисунки были пронумерованы по часовой стрелке, начиная от прямоугольника, внутри которого прочерчен косой крест и угол наверху.
На трех рисунках (1, 3, 6) - четкие косые кресты. Их называют «поганскими крыжами». Это символы огня; или солнца. В шестом рисунке косой крест повторен дважды и дополнен волнистой линией - обычным символом воды. И тут на помощь ученому пришла его огромная эрудиция. Академик Б. Рыбаков вспомнил, что священный «живой» огонь, добываемый трением, возжигался славянами три раза в год. Первый раз - в связи с зимним солнцестоянием. Огонь горел до 6 января, до конца зимних «святок» (кстати, на народных деревянных календарях XVII - XIX веков знаком солнца обозначался январь, месяц «разгорания солнца»).
Второй - в связи с весенним равноденствием в конце марта (позднее христианство отодвинуло праздник масленицы на февраль - март).
Третий - у всех славянских и соседних с ними народов отмечается живым огнем праздник Ивана Купалы 24 июня, в день летнего солнцестояния, когда явственно выступают два элемента языческого культа - огонь и вода. Осеннее равноденствие у славян не праздновалось.
Таким образом Б. Рыбаков сопоставил три рисунка огневых знаков со славянскими месяцами... (Дорогами тысячелетий)
Семаргл, а может быть, Грифон...
Накладка или нашивка. Бронза, золочение.
Древняя Русь
Симаргл (Семаргл) — древнерусское языческое божество. Ни функции этого бога, ни значение самого слова Симаргл до сих пор до конца не выяснены. Неизвестно даже, одно это божество или два, так как в многочисленных древнерусских рукописях его имя пишется по-разному: «Симарьгл», «Семарьгл», а иногда разделяется на два имени «Сима» и «Регла». По Б. А. Рыбакову — покровитель семян и корней, охранитель растительности. По мнению большинства учёных — полубожественный персонаж, возможно — вестник между небесным и земным мирами...
Грифон, а может быть, Семаргл... Накладка. Древняя Русь. Находка из Житомирской области.
Накладная бляха с изображением дракона.
Кость, резьба. Новгород. 13 век.
В "Сказании о Словене и Русе" есть сказочный сюжет о крокодиле-оборотне, в которого превращался старший сын князя Словена — Волхов. Крокодил обитал в устье Волхова возле Перынского языческого капища и пожирал всех, кто ему не покорялся: "Старший же сын этого князя Словена Волхов, бесоугодник и чародей, ненавидящий людей, с помощью бесовских ухищрений стал колдовать и принял тогда облик лютого зверя, крокодила, и залег он в той реке Волхов, перегородив путь водный, и непокорных себе стал пожирать..." (Новгородские легенды)
"В лето 7090. Поставиша город Земляной в Новгороде. Того же лета изыдоша коркодили лютые звери из реки и путь затвориша, людей много поядоша, и ужасошася людие и молиша Бога по всей земле; и паки спряташася, а иных избиша..." (Псковская летопись)


XII - XIII века. Старая Рязань.


Старая Рязань, раскопки 1966.


с изображением зайца, птицы, плясуньи и музыканта. XII век.

Створки серебряного браслета.
Древняя Русь. 12 век.

Владимирский клад. Найден в 1896.


Высота 35,5 см. Черняховская культура, III-IV в.
Поселение на реке Горынь. Западная Украина.
Два сосуда, найденных в 1957 году у деревни Лепесовка, были обнаружены в жертвеннике языческого святилища в виде разбитых осколков. Их первоначальный облик был восстановлен реставраторами.
Плоский венчик одной из чаш был разделен на 12 различных прямоугольных секций, которые символизировали 12 месяцев, образующих годовой цикл. Содержание изображений и их последовательность совпадают, с точки зрения Б. А. Рыбакова, с помесячной последовательностью языческих праздников древних славян и с календарными сроками сельскохозяйственных работ.
Б. А. Рыбаков отождествляет Черняховскую культуру со славянской. Однако, большинство исследователей на основании анализа археологического материала считает, что Черняховская культура объединила в себе несколько племенных и этнических группировок, которые могли существовать достаточно обособленно.

На широком венчике одной из чаш были изображены двенадцать различных прямоугольных секций, и ни одного одинакового рисунка. Но ведь это число, заметил Б. Рыбаков, «широчайшим образом распространено во всем мировом фольклоре прежде всего как число 12 лунных месяцев в году». То, что рисунки лепесовской чаши - знаки двенадцати месяцев, нужно было доказать. И прежде всего доказать, какой именно месяц обозначены тем или иным рисунком.
Начался интереснейший путь ученого к дешифровке так называемого орнамента. Для удобства в работе рисунки были пронумерованы по часовой стрелке, начиная от прямоугольника, внутри которого прочерчен косой крест и угол наверху.
На трех рисунках (1, 3, 6) - четкие косые кресты. Их называют «поганскими крыжами». Это символы огня; или солнца. В шестом рисунке косой крест повторен дважды и дополнен волнистой линией - обычным символом воды. И тут на помощь ученому пришла его огромная эрудиция. Академик Б. Рыбаков вспомнил, что священный «живой» огонь, добываемый трением, возжигался славянами три раза в год. Первый раз - в связи с зимним солнцестоянием. Огонь горел до 6 января, до конца зимних «святок» (кстати, на народных деревянных календарях XVII - XIX веков знаком солнца обозначался январь, месяц «разгорания солнца»).
Второй - в связи с весенним равноденствием в конце марта (позднее христианство отодвинуло праздник масленицы на февраль - март).
Третий - у всех славянских и соседних с ними народов отмечается живым огнем праздник Ивана Купалы 24 июня, в день летнего солнцестояния, когда явственно выступают два элемента языческого культа - огонь и вода. Осеннее равноденствие у славян не праздновалось.
Таким образом Б. Рыбаков сопоставил три рисунка огневых знаков со славянскими месяцами... (Дорогами тысячелетий)

Семаргл, а может быть, Грифон...
Накладка или нашивка. Бронза, золочение.
Древняя Русь
Симаргл (Семаргл) — древнерусское языческое божество. Ни функции этого бога, ни значение самого слова Симаргл до сих пор до конца не выяснены. Неизвестно даже, одно это божество или два, так как в многочисленных древнерусских рукописях его имя пишется по-разному: «Симарьгл», «Семарьгл», а иногда разделяется на два имени «Сима» и «Регла». По Б. А. Рыбакову — покровитель семян и корней, охранитель растительности. По мнению большинства учёных — полубожественный персонаж, возможно — вестник между небесным и земным мирами...

Грифон, а может быть, Семаргл... Накладка. Древняя Русь. Находка из Житомирской области.

Кость, резьба. Новгород. 13 век.
В "Сказании о Словене и Русе" есть сказочный сюжет о крокодиле-оборотне, в которого превращался старший сын князя Словена — Волхов. Крокодил обитал в устье Волхова возле Перынского языческого капища и пожирал всех, кто ему не покорялся: "Старший же сын этого князя Словена Волхов, бесоугодник и чародей, ненавидящий людей, с помощью бесовских ухищрений стал колдовать и принял тогда облик лютого зверя, крокодила, и залег он в той реке Волхов, перегородив путь водный, и непокорных себе стал пожирать..." (Новгородские легенды)
"В лето 7090. Поставиша город Земляной в Новгороде. Того же лета изыдоша коркодили лютые звери из реки и путь затвориша, людей много поядоша, и ужасошася людие и молиша Бога по всей земле; и паки спряташася, а иных избиша..." (Псковская летопись)
Комментариев нет:
Отправить комментарий